Монография посвящена обоснованию теоретических подходов к исследованию малого бизнеса и разработке инструментов анализа развития малого бизнеса в регионах России. Обобщены и систематизированы отечественные и зарубежные исследования научных представлений о региональных особенностях развития малого предпринимательства. Рассмотрены варианты возможных сценариев на опыте стран, переживших трансформационные преобразования экономик. Разработана теоретическая модель самозанятости в регионе, связывающая предпринимательство с теорией полезности и рациональным поведением индивида на рынке труда. Предложены и тестированы эконометрические модели, позволяющие раскрыть механизмы активизации малых предприятий в регионах России. Разработана авторская концепция формирования государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства как инструмента региональной политики. Монография представляет интерес для научных работников, аспирантов, руководителей регионов и профильных министерств и ведомств.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования малого предпринимательства в регионах России
1.1. Состояние и пространственные особенности развития российского малого предпринимательства
1.2. Теории возрождения мелкомасштабного производства в индустриально развитых странах
1.3. Потребность в новых теориях для понимания особенностей развития малого предпринимательства в России
1.4. Теория предпринимательства: выводы для реформаторов
Глава 2. Малое предпринимательство: сопоставительный анализ опыта «трансплантации»
2.1. «Шоковая трансплантация» малого предпринимательства в России
2.2. Опыт «трансплантации» малого предпринимательства стран Центрально-Восточной Европы
2.3. Основные различия в механизмах «трансплантации» малого предпринимательства России и стран Центрально-Восточной
Европы
2.4. Регионализация мер и стратегия промежуточных институтов малого бизнеса в Китае
Глава 3. Потенциальные инструменты «трансплантации» малого бизнеса на субфедеральном уровне
3.1. Пространственная составляющая модернизации и региональная асимметрия развития малого бизнеса в России
3.2. Региональные факторы активизации мелкомасштабного производства в индустриально развитых странах
3.3. Метод аналогий в оценке механизма «трансплантации» малого предпринимательства в регионах России
Глава 4. Инструменты исследования региональных механизмов активизации малого бизнеса с учетом этапов модернизации
4.1. Теоретическая модель развития сектора самозанятости экономики региона
4.2. Модель агрегированного спроса-предложения в секторе малого бизнеса регионов России
4.3. Модель взаимосвязи уровня жизни населения и развития малого предпринимательства регионов
4.4. Типология регионов: уровень жизни и малый бизнес
Глава 5. Социально-экономические последствия «шоковой трансплантации» малого предпринимательства в России
5.1. «Институциональная ловушка» поддержки малого предпринимательства
5.2. Административный произвол чиновников и «захват государства»
5.3. Региональные факторы теневой экономики
5.4. Методика оценки доверия предпринимателей к власти
Глава 6. Концепция государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства как инструмента региональной политики
6.1. Предложения по исходным базовым принципам концепции
6.2. Предложения по регионализации мер государственного регулирования развития малого бизнеса
6.3. Предложения по правовому и организационному упорядочению
6.4. Предложения по оценке деятельности исполнительных органов власти региона относительно развития малого бизнеса
6.5. Предложения по изменению методологии и методики прогнозирования уровня развития малого бизнеса в регионах России
6.6. Меры по ликвидации «институциональных ловушек» и остаточных явлений гистерезиса
Литература
Электронные источники информации
Приложения